Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Информационная безопасность
Документы
Детские безопасные сайты
Образовательная онлайн-платформа LECTA (перейти)
Дистанционное образование: Онлайн-помощник: https://rosuchebnik.ru/digital-help/
Российская электронная школа (перейти)
Инструкция по работе с онлайн-платформой для учителя (подробнее) для обучающихся (подробнее)
Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов, а также математике и английскому языку 5 - 9 классов.
Инструкция по работе с онлайн-платформой (подробнее)
Якласс https://www.yaklass.ru/. Видеоуроки и тренажеры.
Инструкция по работе с онлайн-платформой для учителя (подробнее) для обучающихся (подробнее)
Московская электронная школа https://uchebnik.mos.ru/catalogue. Видеоуроки и сценарии уроков.
Лекториум https://www.lektorium.tv/. Онлайн-курсы и лекции для дополнительного образования.Отдельный блок курсов по наставничеству, педагогике и работе в кружках.
Интернет урок https://interneturok.ru/. Библиотека видеоуроков по школьной программе
Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» https://урокцифры.рф/
Площадка Образовательного центра «Сириус» (http://edu.sirius.online).
Актуальный материал «Онлайн-образование на карантине: рассказываем о лучших сервисах». https://rosuchebnik.ru/material/onlayn-obrazovanie-10-luchshikh-saytov/
Список онлайн-ресурсов, достаточных для освоения школьной программы: https://skills4u.ru/stati/stati_6.html
Электронные формы учебников
https://media.prosv.ru
https://rosuchebnik.ru/uchebni
Электронные сервисы:
Яндекс Репетитор
Решу ЕГЭ
Решу ОГЭ
Решу ВПР
Учреждения культуры
Большой театр
Начало всех спектаклей в 19:00 по московскому времени, запись будет доступна в течение 24 часов с момента завершения трансляции https://www.youtube.com/user/bolshoi
Эрмитаж (виртуальная экскурсия)
Третьяковская галерея (виртуальная экскурсия)
Родителям
Документы
Педагогам
Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность. Рекомендации разработаны на основании письма Министерства образования и науки Мурманской области от 12.12.2014 №17-02/9115-ИК «О методическом обеспечении деятельности по противодействию экстремизму среди обучающихся и профилактике интернет- зависимости».
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет- зависимость, склонение к суициду и т. п.
Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при
наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
лучше работать за компьютером в первой половине дня;
комната должна быть хорошо освещена;
при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
расстояние от глаз до монитора – 60 см;
периодически делать зарядку для глаз.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно- просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.
В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиа- безопасности»); знакомить родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа
«Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова,Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internet- project/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория, http://detionlin e.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика)
Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс
«Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт.
Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher.
Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно- методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf
Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте Майкрософт.
http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-safety/kids-social.aspx, http://www.microsoft.co m/ru- ru/security/default.aspx.
Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательных организациях по вопросам безопасности детей в сети Интернет.
Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и родителей представлены на сайте «Детионлайн»
http://detionline.com/internet-project/competence-research.
В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ- 1338/08 об учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» предлагаются модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учёта возрастных особенностей учащихся.
http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie_pisma/pismo_3431018_ot_29_yanvarya_2 014_g/print.
При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.
В основной школе учащиеся активно начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и так далее. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для учащихся этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным. Педагогам для обеспечения интернет-безопасности учащихся 10- 15 лет необходимо:
познакомить учащихся с ответственным, достойным поведением в Интернете;
рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования сети Интернет;
убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена
сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете;
объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия взрослых;
убедить сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им.
ознакомь с правилами поведения на форумах и чатах, убедить их, что они не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
Организуя работу с учащимися старших классов по безопасному использованию информации в Интернете, следует обратить внимание на неформальные молодежные объединения, которые возникают в образовательной организации. Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее, участие взрослых тоже необходимо:
Беседуйте с подростками об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.
Интересуйтесь, какими чатами и досками объявлений пользуются подростки, и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых (контролируемых) чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме.
Настаивайте, чтобы подростки осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.
Убедите подростков никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. Напоминайте, чем это может обернуться.
Помогите подросткам защититься от спама. Научите их не выдавать в Интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
Обсудите с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск.
Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные учащимися: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов могут стать театрализованные выступления и видеофильмы учащихся.
Для учащихся старших классов при создании материалов по безопасности можно использовать сервисы Интернета для совместной деятельности. Работа команды учащихся в этом случае можем проводиться дистанционно. Одним из примеров является схема
«Безопасность детей в Интернете». http://www.mindmeister.com/ru/12485180/
Рекомендуем обратить внимание на создание условия для ознакомления с результатами творчества учащихся. Разработанные материалы можно размещать на сайте образовательной организации, в социальных сетях, блогах и сетевых сообществах.
Для эффективной профилактики интернет-зависимости, профилактики националистических проявлений в молодежной среде и устранения риска вовлечения подростков в противоправную деятельность педагогам необходимо проводить
разъяснительную и консультационную работу с родителями учащихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в Интернет.
Возможно проведение бесед о работе учащихся в сети Интернет на классных и общешкольных родительских собраниях или при индивидуальных встречах; информирование через школьный сайт на страничке для родителей. На таких страничках можно разместить рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у детей, по обеспечению безопасности детей в Интернете.
Примеры подобных страничек для родителей:
http://borovoeshc.ucoz.ru/load/shkola_bezopasnosti/bezopasnyj_internet_dlja_detej/7-1-0-109 школьный сайт МКОУ Боровская ООШ, о программах родительского контроля.
http://nsportal.ru/site/112423/bezopasnyy-internet школьный сайт МБОУ «Кипринская СОШ» Алтайский край, статьи, советы родителям.
Эффективной мерой является установка на компьютер программного обеспечения с функциями «родительского контроля». Родителям можно порекомендовать установить на домашнем компьютере бесплатную программу «Интернет Цензор www.icensor.ru.
Родителям могут быть даны следующие рекомендации по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в сети Интернет:
Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.
Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.
Позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.
Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
Единство родительских и педагогических усилий поможет оптимально использовать «плюсы» и нейтрализовать «минусы» работы с ресурсами всемирной Сети.
Методические и справочные материалы
Название 1 материала
Описание материала
Название 2 материала
Описание материала
Название 3 материала
Описание материала
Интернет-ресурсы для педагогических работников
-
Образовательная онлайн-платформа LECTA (перейти)
Дистанционное образование: Онлайн-помощник: https://rosuchebnik.ru/digital-help/
Российская электронная школа (перейти)
Инструкция по работе с онлайн-платформой для учителя (подробнее) для обучающихся (подробнее)
Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов, а также математике и английскому языку 5 - 9 классов.
Инструкция по работе с онлайн-платформой (подробнее)Якласс https://www.yaklass.ru/. Видеоуроки и тренажеры.
Инструкция по работе с онлайн-платформой для учителя (подробнее) для обучающихся (подробнее)Московская электронная школа https://uchebnik.mos.ru/catalogue. Видеоуроки и сценарии уроков.
Лекториум https://www.lektorium.tv/. Онлайн-курсы и лекции для дополнительного образования.Отдельный блок курсов по наставничеству, педагогике и работе в кружках.
Интернет урок https://interneturok.ru/. Библиотека видеоуроков по школьной программе
Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» https://урокцифры.рф/
Площадка Образовательного центра «Сириус» (http://edu.sirius.online).
Актуальный материал «Онлайн-образование на карантине: рассказываем о лучших сервисах». https://rosuchebnik.ru/material/onlayn-obrazovanie-10-luchshikh-saytov/
Список онлайн-ресурсов, достаточных для освоения школьной программы: https://skills4u.ru/stati/stati_6.htmlЭлектронные формы учебников
https://media.prosv.ru
https://rosuchebnik.ru/uchebni
Электронные сервисы:Яндекс Репетитор
Решу ЕГЭ
Решу ОГЭ
Решу ВПР
Учреждения культурыБольшой театр
Начало всех спектаклей в 19:00 по московскому времени, запись будет доступна в течение 24 часов с момента завершения трансляции https://www.youtube.com/user/bolshoi
Эрмитаж (виртуальная экскурсия)
Третьяковская галерея (виртуальная экскурсия)
Методические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета
Предлагаем Вашему вниманию предварительные материалы для проведения уроков безопасного интернета в школах. Материалы подготовлены на основе опыта реальных уроков и учитывают рекомендации педагогов
.Советы для 1-4 классов по информационной безопасности
Тесты для обучающихся 3-4 классов по вопросам кибергигиены и кибербезопасности, позволяющий выявить пробелы в знаниях и в последствии принять меры по их устранению
Тест для обучающихся 5-6 классов по вопросам кибергигиены и кибербезопасности, позволяющий выявить пробелы в знаниях и в последствии принять меры по их устранению
Методический сборник для ознакомления педагогических работников с мерами по обеспечению информационной безопасности при работе в ГИС «Образование Забайкальского края»
Методический сборник для ознакомления родителей с мерами по обеспечению информационной безопасности детей школьного возраста
Тест для обучающихся 10-11 классов по вопросам кибергигиены и кибербезопасности
Тест для обучающихся 7-9 классов по вопросам кибергигиены и кибербезопасности
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по подготовки проведению мероприятия «Игра по кибербезопасности» для обучающихся основного общего образования
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по подготовки и проведению мероприятия «Чемпионат по кибербезопасности» для обучающихся основного общего образования
Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах;
(разработано Лигой Безопасного Интернета, Москва 2014 г.)
Методические рекомендации для проведения классного часа (урока)
по информационной безопасности детей в сети Интернет;
«Позитивный контент»
Российский конкурс на лучший интернет-ресурс с позитивным контентом, ориентированный на детско-юношескую аудиторию, был учрежден Российским Оргкомитетом Года Безопасного Интернета в России при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Организаторами первого конкурса стали Фонд Развития Интернет, RU-CENTER и Координационный центр национального домена сети Интернет. Впервые конкурс был проведен в 2009 году. Он стартовал 7 апреля 2009 года, в день 15-летия Рунета, и проходил в рамках Года безопасного Интернета в России.
Конкурс направлен на поддержку команд создателей и разработчиков существующих интернет-ресурсов с позитивным контентом для детей и подростков, а также на стимулирование к созданию и реализации новых интернет-проектов с позитивным контентом для детей и молодежи.
Популярность конкурса неуклонно возрастает: увеличивается количество поданных заявок, расширяется география проекта, появляются новые номинации. В 2013 году в адрес оргкомитета поступило почти 780 заявок из 27 регионов Российской Федерации. Участниками «Позитивного контента» в этом году стали сайтостроители со всей страны, среди которых представители городов федерального значения, крупных административных центров и малых населённых пунктов регионов России, таких как: село Сакмара (Оренбургская обл.), г. Бутурлиновка (Воронежская обл.), г. Верхняя Пышма (Свердловская область), г. Великий Устюг (Вологодская обл.), г.Малоярославец (Калужская область), г. Полярные Зори (Мурманская обл.), г. Нефтекамск (Республика Башкортостан) и др.
С 2013 года «Позитивный контент» является национальным этапом Общеевропейской премии за лучший онлайн-контент для детей, организатором которой выступает Европейская сеть Центров безопасного Интернета Insafe.
Сайт конкурса «Позитивный контент»
Конкурс социальной рекламы
Конкурс проводился в рамках Года Безопасного Интернета в России.
Цель конкурса: привлечение внимания широкой общественности к необходимости построения безопасного интернет-пространства и повышения информированности детей, подростков и родителей о безопасном использовании онлайновых технологий.
9 февраля 2010 года в рамках Форума Безопасного Интернета состоялось награждение победителей и призеров конкурса всероссийского конкурса социальной рекламы в форме видеороликов и плакатов «Безопасный Интернет — детям».
Работы победителей:
«Доменная грамматика»
Организаторы конкурса "Доменная грамматика":
• АНО "Региональный сетевой информационный центр" (RU-CENTER)
• Ассоциация РЕЛАРН
• Фонд Развития Интернет
Целями и задачами конкурса были:
• Популяризация информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России;
• Информирование широких слоев населения о системе адресации в Интернете;
• Способствование созданию в России единого информационного общества;
• Повышение рейтинга доверия к интернет-среде, повышение привлекательности интернет-среды для пользователей, рекламодателей и инвесторов;
• Содействие внедрению ИКТ в различные отрасли российской экономики;
Поддержание высокого уровня профессиональной компетенции российских специалистов в сфере ИКТ и высоких технологий.
В конкурсе приняли участие учителя школ и преподаватели вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Магнитогорска, Новочеркасска и других городов России. Участники разработали учебные курсы для учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов о принципах организации адресации в Интернете. В своих работах конкурсанты попытались в доступной и интересной форме рассказать о системе доменных имен, организациях, осуществляющих управление инфраструктурой Интернета, о видах доменов верхнего уровня и их предназначении.
«Лучший школьный сайт»
Конкурс проводился в рамках проекта Фонда Развития Интернет «Интернет глазами школьника» совместно с американским благотворительным фондом United Way International.
Согласно национальному проекту «Образование» 2006 года в скором времени все школы РФ должны были быть подключены к высокоскоростному Интернету, но вместе с тем большинство школ все еще не имело представительства в сети Интернет.
Целью конкурса было привлечь учеников к процессу создания собственного школьного сайта, который решал бы несколько задач. Сайт должен не только представлять учебное заведение на просторах Интернета, но и являться площадкой для неформального онлайн-общения, обсуждения волнующих школьников тем, обмен интересной информацией, и доступ к учебным ресурсам.
На первом этапе в конкурсе макетов школьных сайтов приняли участие в общей сложности более 100 учеников из школ № 1 и № 476 г. Москвы. В рамках конкурса каждый из них подготовил и представил свое, оригинальное видение того, каким должен быть сайт его школы.
Второй этап конкурса «Лучший школьный сайт» был проведен в школе № 1189 им. И.В. Курчатова. Школьники создавали электронный макет сайта, выступив в качестве веб-дизайнеров и программистов.
«Интернет в мире и мир в интернете»
Конкурс обзорно-аналитических работ и эссе проводился среди студентов и аспирантов по всей России.
Конкурс был посвящен широкому кругу проблем развития инфокоммуникационных технологий, проблемам информационной безопасности, социальным и психологическим аспектам коммуникации в информационном обществе.